пятница, 17 октября 2014 г.

Проблемный возраст родителей переходного возраста подростка

         Школьные и уличные проблемы, возникающие у подростков, это проблемы, прежде всего, родителей. Ведь именно от грамотного подхода к возникающим щекотливым ситуациям у подростков со стороны родителей зависит то, как поведёт себя подросток в следующий раз. Научится ли он сам справляться со своими проблемами, будет обращаться к родителям за советом и поддержкой, либо станет замкнутым и хитрым зверьком, скрывающим возникающие сложности, обманывающим родителей по поводу и без повода.
         Конечно, в психологической помощи нуждаются сами подростки, но, в первую очередь – родители, о них и пойдёт речь в этой статье. Родители подростков относятся к самой проблемной категории -  к так называемому периоду тройного кризиса. Первый кризис тесно связан с самим фактом осознания того, что ребёнок вступил в сложный подростковый возраст и нам, как родителям, необходимо приспособиться, а не ломать меняющегося на глазах ребёнка. Что именно изменяется в отношениях между ребёнком и родителем, каковы причины этих изменений?

         Самые частые причины конфликтов, возникающих между подростками и родителями, связаны с тем, что ребёнок перестаёт быть ребёнком, он стремится к самостоятельности и независимости. Подросток часто совершает поступки вопреки желаниям родителей, становится «неуправляемым», перестаёт слушаться и воспринимать вас, как непреклонных авторитетов. Большинство родителей воспринимают такое изменившееся поведение как сигнал к атаке, к необходимости «что-то срочно делать», вводятся запреты, наказания за «неправильное поведение» и т.д.
         Между тем, деидеализация родителей – абсолютно нормальный, естественный и закономерный процесс, который просто необходим подростку для того, чтобы он начал путь поиска и осмысления собственной личности, значимости себя в окружающем мире. В этом возрасте подросток бросает вам вызов, демонстрируя недопустимые, с вашей точки зрения, нормы поведения. Почему-то особенно остро реагируют родители тогда, когда дети ведут себя так, как зачастую поступаете вы: не приходите домой в назначенный час, употребляете алкоголь, сигареты. Это вызывает со стороны родителей наиболее яростную и неадекватную реакцию, которая может привести лишь к тому, что подросток всё чаще станет употреблять алкоголь, и так далее. Родители пытаются вмешиваться и в те сферы, вмешиваться в которые просто недопустимо: решают, какими занятиями следует заниматься детям, а какими нет, с кем позволительно дружить, а с кем нет. Одежда, причёска так же оказывается под жёстким контролем. Что уж тут говорить о столь популярных в наше время пирсинге и тату! Не станем забывать, что в этих сферах подросток утверждает свои права, вступая в конфликт с родителями и педагогами.

         Знакомая и распространённая ситуация, когда тревога родителей связана с неуспеваемостью подростка, нежеланием выполнять домашние задания. Родители решают проблему предельно «просто»: следует запрет на общение с друзьями, прогулки, ребёнка ограничивают и в общении в Интернете. Конфликтная ситуация затрагивает и такие сферы, как нежелание убрать в своей комнате и так далее. Более того, ребёнок начинает курить, а несколько раз его замечали и с запахом алкоголя. Запреты, уговоры, «чтение морали», естественно, ни к чему не приводят.
         Проблема заключается в том, что родители ошибочно воспринимают проблемное поведение подростка как его личные недостатки, родители действуют так, словно подросток – всё ещё маленький, неспособный к самостоятельным поступкам, от него по-прежнему требуется лишь послушание. И что характерно для такой ситуации: чем больше родители контролируют и наказывают подростка, тем чаще он нарушает запреты. Следуют новые запреты, на которые подросток реагирует так, как и должен: нарушает их. Получается замкнутый круг, идёт непрерывная борьба, в результате которой полностью утрачивается доверие между родителями и детьми.
         В этот период для семьи возникает потребность к выработке совсем иных, новых правил взаимодействия, пересмотре прежних, устоявшихся взаимоотношений. Данный процесс чаще всего оказывается весьма длительным и болезненным для всех членов семьи. Подростки не желают принимать новые обязанности, но готовы отстаивать свои права. Родителям требуется призвать на помощь мудрость, тактичность и гибкость, учиться идти на компромиссы. Следует отказаться от авторитарных способов воздействия, попыток добиться своего любыми путями, ведь весь арсенал методов, который в ответ последует от подростка, намного шире, подросток будет использовать и «запрещённые» методы. В случае противостояния между родителями и подростками победителями практически всегда оказываются последние, потому что подростки всегда правы, что бы мы не говорили. Но даже в тех случаях, когда родителям кажется, что им удалось, и они заставили поступать подростка по-своему, эта победа оказывается липовой. Когда подросток видит, что нет возможности отделиться от родителей и стать самостоятельным, это сплошь и рядом приводит к сильным эмоциональным стрессам и затяжной депрессии. Формы депрессивных состояний могут быть самыми разнообразными: подросток не просто испытывает апатию и безразличие, но и начинает бунтовать против старшего поколения. Часто родители и учителя в ответ применяют карательные методы воздействия, считая поведение подростка немотивированным, требующим коррекции со стороны психолога и даже психиатра. Всё это лишь усиливает подростковую депрессию.
         Индивидуальный возрастной кризис каждого из супругов можно рассматривать как второй кризис. Кризис среднего возраста - достаточно тяжелое испытание и для мужчин, и для женщин. Психологи называют его экзистенциальным кризисом - то есть кризисом, связанным с переоценкой жизненных целей, смыслов и ценностей.Человек, переживающий кризис среднего возраста может испытывать чувство внутреннего разлада, тревоги, депрессии, утраты жизненных ориентиров, страх перед старостью, острое ощущение скоротечности жизни и невозможности осуществления желаний и достижения отложенных «на потом» целей. В семейной жизни это время отмечено пиком измен и разводов, в области карьеры - пиком перемен деятельности. Этот период отмечен также ростом заболеваемости, всплеском невротизации и даже увеличением частоты самоубийств.

         Третий кризис – это кризис супружеской жизни, во времени совпадающий с двумя перечисленными кризисами. Нарастает чувство неудовлетворённости в браке, ведь за годы совместной жизни супругами выработан комплекс стереотипных способов общения друг с другом, цель которых – создать конфликтную ситуацию либо избежать её. Но этот комплекс помогает сохранить определённую устойчивость в семье. Однако, по мере превращения милых послушных детей в независимых конфликтных подростков, напряжение в семье чаще всего возрастает, и старые проверенные способы поддержания равновесия вдруг оказываются неэффективными. В результате усиливается недовольство друг другом, растут взаимные обиды и непонимание. В некоторых случаях супруги могут придти к выводу, что их семейная жизнь себя исчерпала, и содержание супружества безвозвратно потеряно. У супругов есть несколько выходов: во-первых, они могут расстаться, не выдержав конфликтов и разногласий. Во-вторых, они могут проявить гибкость и изменить семейные роли в соответствии с изменившейся ситуацией. Есть и третий вариант, на практике встречающийся довольно часто: родители могут продолжать действовать старыми методами, несмотря на возрастающее сопротивление подростков и общую неблагоприятную атмосферу в семье. Понятно, почему этот вариант так распространен: любые изменения даются семье достаточно тяжело, а ведь именно в этот период родители, переживающие кризис, могут особенно нуждаться в стабильности и сопротивляться переменам. Но в этом случае семья не способна справиться с одной из важнейших задач описываемой стадии жизненного цикла семьи: с подготовкой ребенка (теперь уже подростка) к самостоятельной жизни. Отклоняющееся поведение подростка (протестующего против старых правил) позволяет родителям отвлечься от собственных конфликтов и переживаний и вновь объединиться вокруг решения проблем младшего поколения.
         Семья, переживающая период тройного кризиса, несомненно, нуждается в профессиональной помощи и поддержке. Психолог и психиатр чаще всего нужнее родителям, а не подросткам, у которых мы обнаруживаем «отклонения». Если мы желаем избегать непрерывных конфликтов в семье, то должны пройти совместную с нашими детьми школу – труднейшую, но очень важную школу создания доверительных и уважительных отношений. Только дружеские отношения между родителями и детьми дают гарантию того, что родителей не будет «ломать», а дети не станут чувствовать себя непонятыми изгоями.


Комментариев нет:

Отправить комментарий